«Призрак в доспехах» старый новый культ?

Легенда родилась в 1989 году с манги Масамунэ Широу. Она издавалась всего год и прямо с первых выпусков рвала все рейтинги, но пока только в Японии. Потом, в 1995, незабываемый мрачный триллер Мамору Осии вышел на экран. Конечно рано или поздно аниматоры все равно решили, что не по фен-шую оставлять такой годный и популярный материал без дела, и выпустили бы полнометражное аниме. И тут-то и понеслось.

Полнометражку срежиссировал Мамору Осии, который до работы над «Призраком» имел в резюме пару не самых плохих фантастических аниме. Экранизация манги выстрелила, причем далеко за пределы Японии. И критики, и простые смертные зрители были в восторге. Даже те, кто на дух не переносил аниме, признались в своей любви к «Призраку в доспехах».
Сумрачной фантастикой восхищались и вдохновлялись Спилберг, Кэмерон, братья-сестры Вачовски. Но чем популярнее оригинал, тем выше ответственность его киноэкранизаторов. А дать манговому и анимешному культу плоть игрового кино — дело рискованное и недешевое.

Надо упомянуть, что манг было аж три штуки, оригинальная — Ghost in the Shell и два продолжения — Ghost in the Shell 2: Man-Machine Interface и Ghost in the Shell 1.5: Human-Error Processor. Оригинальная как говорилось выше вышла 1989 и выходила до 1990, один том одиннадцать глав. Сюжет завязан на сотрудников девятого отдела министерства внутренних дел Японии, которые расследуют таинственное дело Кукловода. Первое продолжение Ghost in the Shell 2: Man-Machine Interface издавалось с 1991 по 1997. Сюжет завязан на главной героине, теперь ее зовут Мотоко Арамаки и она глава безопасности фирмы Посейдон Индастриал. Второе продолжение Ghost in the Shell 1.5: Human-Error Processor издавалось с 1991 по 1996. И сюжет завязан на бывших сотрудников девятого отдела, теперь они наемники. По названиям не сложно понять в какой последовательности стоит ознакамливаться с данными произведениями — первоисточниками.
Следующая форма представления событий полнометражные фильмы вышеуказанного Мамору Осии, Ghost in the Shell 1995 года и улучшенная версия Ghost in the Shell 2.0 2008 года и продолжение Ghost in the Shell 2: Innocence 2004 года.
История первого фильма крутится вокруг сотрудников девятого отдела министерства внутренних дел Японии, которые все также расследуют таинственное дело Кукловода. Невинность же полностью самостоятельна и практически не связана с оригинальной мангой, сюжет строится вокруг расследования убийств сотрудниками девятого отдела Бато и Тогуса, главная героиня первого фильма Мотоко Кусанаги представлена призраком ушедшим в сеть и периодически общается с Бато.
Третья форма это телевизионный сериал Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (1 сезон, 2002—2003 год, 26 серий) и Ghost in the Shell: S.A.C. 2nd GIG (2 сезон, 2004—2005 год, 26 серий), а так же полнометражный фильм Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society (2006 год). Эта история крутится вокруг все тех же сотрудников девятого отдела министерства внутренних дел Японии. А вот уже дела которые они расследуют другие. Для тех кому лениво смотреть 52 серии сериала, есть две полнометражные адаптации Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — The Laughing Man (2005 год) первого сезона и Ghost in the Shell: S.A.C. 2nd GIG – Individual Eleven (2006 год) второго сезона. Но истиные отаку смотрят и сериал и полнометражные одаптации.

Вы еще не устали? 😉

Четвертая форма опять сериалы Ghost in the Shell: Arise (2013—2015 год, 5 серий), Ghost in the Shell: Arise — Alternative Architecture (2015 год, 10 серий) и полнометражный фильм Ghost in the Shell: The New Movie (2015 год). Эта история крутится вокруг все тех же сотрудников девятого отдела министерства внутренних дел Японии. Но это очередной перезапуск серии. Новая история.
Я еще умолчал о новых выпусках манги, которые сопровождают перезапуски серий.

Возвращаясь к теме нашего сегодняшнего разговора.

Когда оригинальное аниме дебютировало на больших экранах, это был разрыв шаблона. Фильм не попадал ни под какие стандартные определения аниме. В нем было все: напряжение, экшн, атмосферность и даже философия.
Аниме родилось 22 года назад, и даже спустя 2,5 десятилетия фильм смотрится очень актуально, а темы, которые подняты в нем, все еще не раскрыты (даже несмотря на то, что за эти годы придумали айфон, алиэкспресс и «Черное зеркало»).
Чем закончатся отношения людей с роботами? В чем разница между человеком и искусственным интеллектом? Могут ли киборги чувствовать? — и вот это все. Это уже не говоря об универсальных вопросах самореализации, поиска своего места под солнцем и расставлении приоритетов в жизни.
Это уже банально не говоря об оригинальности развития сюжета, детализации мира и картинки.

И вот теперь у нас есть возможность взглянуть на это глубокий мир не только через призму карандаша и руки художника, а через призму кинематографа.
В 2008-м DreamWorks и Стивен Спилберг приобрели права на создание киноадаптации оригинальной манги. Еще 10 лет прошло до премьеры игровой картины. Судя по всему, британский режиссер Руперт Сандерс вдохновился не столько оригиналом, сколько изысканным мульт­фильмом Осии, но упаковал его в адреналиновую стилистику экшена.

Постер "Призрак в доспехах
"

Выразительная вертикаль архитектуры мегаполиса: высотные здания соты и огромные голографические фигуры, закрывающие линию горизонта. Но мерцающему неону не замаскировать грязно-бурого урбанистического уродства, как яркому макияжу не спрятать уродство. Подробность экзотического азиатско-западного ландшафта впечатляет, манит и в то же время передает ощущение тяжелого одурманенного воздуха. А также определяет логику поведения, присваивает персонажей.
В этом пространстве видимое побеждает сущностное.
Ученые под присмотром военных создают новое будущее: создают киборгов на основе человеческих тел. Здесь взламывают не сейфы, а знания и память. Это вторжение во внутренний мир человека. Технологии давно манипулируют людьми. Но кто дирижирует технологиями, искусственным интеллектом, мегакорпорациями? Даже главный злодей, кукловод Кудзе, управляющий людьми через Сеть, — продукт и жертва технологий…

Сюжет как и в оригинале строится вокруг Майора Мотоко. Идеального солдата без страха. Человеческий мозг и синтетическое тело делают ее неуязвимой… почти неуязвимой. Мозг человека — причина многих бед, порожденных сомнением, памятью, чувствами.
Вслед за Мамуро Осии Сандерс подкрадывается к многим проблемам. Не только к хрестоматийному вопросу о враждебных отношениях технологий и человека.
Дуализм — биоробот и человек в одной упаковке феноменальной личности, пытающейся вспомнить прошлое. Окружают Майора в разной степени «улучшенные» соратники. Суровый воин Бато, которому пострадавшие органические глаза меняют на кибернетические. Ишикава сам себя улучшает, покупая киберпечень и хвастается своей способностью гулять до утра. Сайто с кибернитическим глазом, великолепный снайпер. И лишь седой шеф девятого отдела Арамаки и детектив Тогуса — стопроцентные люди. Роль Арамаки исполнил патриарх мирового кино Такеши Китано. Когда Бит Такеши с неукротимой харизматичностью, привычной сдержанностью, скромным жестом — в кадре, кажется: еще мгновенье, и фильм развернется в самурайский боевик.
Выбор Скарлетт Йоханссон на роль японки, шокировал всех. Пришлось оправдываться продюсеру Стивену Полу, заявившему о «национальном разнообразии кастинга». Со всей планеты собирали обитателей будущего мультикультурного мира.
Скорость повествования великолепная, в голове не возникает мыслей, а что так медленно. Батальные сцены на твердую пятерку. Прекрасна драка с невидимкой в воде, сохранены головокружительные прыжки с крыш. А как эффектно Майор вылетает из разлетающегося на миллион осколков стекла. Или представьте японскую гейшу-убийцу с паучьими ногами. Сочные краски и качественная картинка усиливают восприятие.
Не только визуальная составляющая присутствует в картине. «Призрак в доспехах» — кино на вечную тему: существование в человеке человечности. Даже если человек уже на 80% киборг. Что делает нас — нами? Память? Мечты? Поступки? Вечный конфликт между телом и сущностью, формой и содержанием обострен, изобретательно визуализирован. Кроме того, фильм Сандерса пытается определить болевые точки современности: благополучная часть человечества с бешеным энтузиазмом себя улучшает, омолаживает, замораживает, дополняет. Сверхчеловеки без возраста и морщин, увлечены пластическими операциями, ботоксом, винирами. У нас есть банки эмбрионов, эргономические протезы, искусственная кровь. В Сети вот-вот появится вирус — самообучающаяся программа, обладающая сознанием. И по-прежнему актуальна проблема «синдрома одиночки», когда люди массово принимают «пример для подражания», в то время как сам по себе пример — отсутствует.
В отличие от многих триллеров герои «Призрака в доспехах» спасают не планету или Вселенную — прежде всего свою индивидуальность, и в этом тоже картина Снайдера близка идеям «Матрицы», размышлявшей о смысле и сути человеческого бытия.
Вот и мы смотрим на экран, на котором нам в очередной раз показывают историю “Призрака в доспехах”. И эта история, захватывая нас, предлагает сложить свою картину мира.
Думаю после этого рекомендации уже излишни.