ШакалоЕвроПутешествие. День 8

Чехия (чеш. Česko, МФА (чешск.): [ˈʧɛskɔ], официально — Чешская Республика (аббревиатура ЧР; чеш. Česká republika (аббревиатура ČR), МФА (чешск.): [ˈʧɛskaː ˈrɛpuˌblɪka]) — государство в Центральной Европе. Граничит с Польшей на севере (длина границы 658 км), Германией — на северо-западе и западе (646 км), Австрией — на юге (362 км) и Словакией — на востоке (214 км). Общая протяжённость границы — 1880 км.

Название страны происходит от этнонима народа — чехи. Столица Прага — туристическая достопримечательность и крупнейший город страны. Современная Чехия образовалась в результате распада Чехословакии (Бархатный развод) 1 января 1993 года. Страна включает исторические области — Богемию, Моравию и часть Силезии. С 12 марта 1999 года Чехия является членом НАТО, с 1 мая 2004 года — член Европейского союза.

История

Чешские земли известны с конца IX века, когда они были объединены Пржемысловичами. В «Чешской хронике» Козьмы Пражского можно прочесть: «В лето от Рождества Христова 894. Был крещён Борживой, первый князь святой христианской веры». Вопрос достоверности этого факта вызывает споры[7]. Королевство Чехия (Богемия) обладало значительной силой, но религиозные конфликты (гуситские войны в XV веке и Тридцатилетняя война в XVII веке) опустошали его. Позднее оно попало под влияние Габсбургов и стало частью Австро-Венгрии, став коронными землями Богемия, Моравия и Силезия.

Вследствие краха этого государства после Первой мировой войны Чехия, Словакия и Подкарпатская Русь объединились и сформировали независимую республику Чехословакия в 1918 году. В этой стране проживало достаточно большое этническое немецкое меньшинство, что стало поводом расформирования Чехословакии, когда Германия добилась аннексии Судетской области в результате Мюнхенского соглашения 1938 года, что привело к отделению Словакии. Оставшееся Чешское государство было оккупировано Германией в 1939 году и стало называться Протекторат Богемии и Моравии.

После Второй мировой войны Чехословакия попала в советскую сферу влияния и стала социалистической страной (ЧССР). В 1968 году вторжение войск Варшавского договора покончило с попытками лидеров страны под руководством Александра Дубчека либерализовать партийное правление и создать «социализм с человеческим лицом» во время Пражской весны.

В 1989 году Чехословакия свернула с пути социалистического развития в результате Бархатной революции. 1 января 1993 года страна мирно разделилась на две, с образованием независимых Чехии и Словакии («бархатный развод»).

Чехия вступила в НАТО в 1999 году и в Европейский союз в 2004 году. Одновременно с вступлением в ЕС Чехия подписала Шенгенское соглашение, и с 21 декабря 2007 года был отменён пограничный контроль на наземных границах Чехии. 31 марта 2008 года контроль был также отменён и на авиарейсах, прибывающих из стран Шенгенского соглашения. С 1 января 2009 года Чехия была Государством-председателем Совета Европейского союза в течение 6 месяцев (до 1 июня 2009 года).

Географические данные

Территория Чехии составляет 78,9 тыс. квадратных километров. Чешский ландшафт весьма разнообразен. Западная часть (Богемия) лежит в бассейнах рек Лабы (Эльба) и Влтавы (Молдау), окружённых в основном низкими горами (Судеты и их часть — Крконоши), где находится высочайшая точка страны — гора Снежка, высотой 1602 м. Моравия, восточная часть, также достаточно холмиста и в основном лежит в бассейне реки Морава (Марх). В Моравии же расположен исток реки Одры (Одер).

Реки из не имеющей выхода к морю Чехии текут в три моря: в Северное, Балтийское и Чёрное.

Климат умеренный с тёплым летом и холодной, пасмурной и влажной зимой, определяется смешением морского и континентального влияния. Погода в Чехии летом достаточно стабильная и приятная, так как горы, окружающие Чехию по всему периметру, не дают возможности проникновению ветров. Зимой в горах выпадает достаточное количество снега, что позволяет функционировать нескольким лыжным курортам, как на юге Чехии, так и на севере страны.

Экономика

Чехия — индустриальная страна. Основные отрасли — топливно-энергетическая, металлургия, машиностроение, химическая, лёгкая и пищевая.

Среди всех посткоммунистических государств Чехия обладает одной из наиболее стабильных и успешных экономических систем. Её основой является промышленность (машиностроение, электротехника и электроника, химия, пищевая промышленность, чёрная металлургия) и сфера услуг. Доля сельского и лесного хозяйства, а также горнодобывающей промышленности незначительна и продолжает уменьшаться.

После падения социализма в 1989 году Чехия унаследовала от ЧССР структуру экономики, которая в новых условиях оказалась энергетически неэффективной, неэкологичной и устаревшей с отраслевой точки зрения. Непропорционально большую долю занимала чёрная металлургия на привозном сырье, тяжёлое машиностроение и военная промышленность. Ассортимент производимых товаров значительно превышал объективные возможности страны, что вело к мелкосерийности производства и снижению его эффективности. Внешняя торговля подчинялась директивам СЭВ, ориентировалась на нужды СССР и по сравнению с развитыми странами была незначительной.

Ещё до распада ЧССР (ЧСФР в последние годы) в 1990—1992 годах были произведены некоторые принципиальные перемены — отмена централизованного регулирования большинства оптовых и розничных цен, введение свободы частного предпринимательства, ликвидация монополии внешней торговли и т. п. 90-е годы XX века отмечены значительными изменениями отношений собственности — были произведены т. н. малая и большая приватизация, а также реституция собственности, национализированной после установления коммунистического режима в 1948 году. В результате доля государства в ВВП с 97 % сократилась до менее чем 20 %. Открытие страны притоку иностранного капитала вызвало прилив зарубежных инвестиций, по уровню которых на душу населения страна является бесспорным лидером не только в Центральной и Восточной Европе, но и в международном масштабе. Это помогло в относительно короткий срок осуществить реструктуризацию и модернизацию промышленности и развитие необходимой технической и вспомогательной инфраструктуры. Следствием перемен явилась переориентация экономики с СССР на Западную Европу.

В 1995 году Чехия первой среди всех бывших коммунистических стран была принята в Организацию экономического сотрудничества и развития.

Денежной единицей Чехии является крона (1 крона = 100 геллеров), которая с 1995 года является полностью конвертируемой. В отличие от практически всех остальных посткоммунистических стран Чехии удалось избежать гиперинфляции и резких девальваций национальной валюты. После некоторого ослабления кроны в конце 1990-х годов к настоящему времени её курс относительно главных мировых валют заметно вырос.

Вслед за начальными трудностями, вызванными распадом СЭВ, разделом страны и изменением структуры экономики, и последующим ростом чешская экономика в 1997—1998 годах испытала определённый кризис, выходить из которого она стала только с середины 1999 года. Результатом его был рост иностранной задолженности и скачок безработицы. Кризисные явления удалось преодолеть путём наращивания экспорта в страны рыночной экономики, прежде всего, Евросоюза (а в его рамках — Германии), привлечению зарубежных инвестиций и роста внутреннего потребления. После вступления в мае 2004 года в Европейский союз экономический рост Чехии заметно ускорился и, несмотря на в значительной мере популистскую экономическую политику нескольких правительств социал-демократов, достиг 6-7 % в год.

Доля промышленности в ВВП, достигавшая к 1990 году 62 %, вначале уменьшилась наполовину, в настоящее время растёт и достигает 38 %, что является достаточно редким явлением среди развитых стран. Чёрная металлургия и военная промышленность потеряли своё значение за счёт автомобильной и электротехнической промышленности, благодаря развитию которых с 2004 года Чехия имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса, несмотря на быстрый рост цен на импортируемые энергоносители (нефть и газ). По размеру внешней торговли на душу населения страна является одним из лидеров, опережая такие страны как Япония, Великобритания, Франция или Италия.

На развитие экономики Чехии в 2009 году сильнейшее негативное влияние оказал мировой финансовый кризис. В первом полугодии 2010 года экономика страны начала постепенно выходить из кризиса.

Население

Динамика численности населения, 1997—2008 гг.
Население Чехии около 10 550 201 человек. Основу населения Чехии (95 %) составляют этнические чехи и говорящие на чешском языке, принадлежащем к группе западнославянских языков. Иностранцы составляют около 4 % населения страны. Среди иммигрантов самую многочисленную диаспору в Чехии составляют граждане Украины, которых по состоянию на 31 августа 2011 года проживало в стране 110 733 (▼15 788 с августа 2010). На втором месте находятся словаки (за год ▲8248, всего 79 924), многие из которых после разделения в 1993 году остались в Чехии и составляют приблизительно 2 % населения. На третьем — граждане Вьетнама (всего 56 716, ▼3889). Следом за ними идут граждане России (всего 29 336, ▼1958) и Польши (18 942). Другие этнические группы включают немцев (13 577), цыган, евреев и венгров.

По языку чехи относятся к западнославянским народам. В основу ранних произведений чешской письменности XIII—XIV веков был положен язык центральной Чехии. Но по мере усиления влияния в стране католической церкви, немецких феодалов и патрициата городов чешский язык стал подвергаться притеснениям в пользу немецкого и латинского языков. Но в период гуситских войн грамотность и литературный чешский язык получили широкое распространение среди народных масс. Затем наступил двухвековой упадок чешской культуры под властью Габсбургов, которые проводили политику онемечивания подвластных славянских народов (к середине XIX века на чешском языке разговаривало 15 % населения, в качестве литературного языка рассматривалась возможность взятия одного из славянских языков, в частности русского литературного языка). Чешский язык начал возрождаться лишь в конце XVIII века, его основой стал литературный язык XVI века, что и объясняет наличие в современном чешском языке многих архаизмов, в отличие от живого разговорного языка. Разговорный язык подразделяется на несколько групп диалектов: чешскую, среднеморавскую и восточноморавскую.

Чехия принадлежит к числу густонаселённых государств. Средняя плотность населения составляет 130 чел. на 1 кв. км. Размещение населения на территории республики относительно равномерное. Наиболее густонаселёнными являются области крупных городских агломераций — Прага, Брно, Острава, Пльзень (до 250 чел. на 1 кв. км). Минимальную плотность населения имеют районы Чески-Крумлов и Прахатице (около 37 чел. на 1 кв. км). По состоянию на 1991 год в Чешской Республике насчитывалось 5479 населённых пунктов. Чехия относится к высокоурбанизированным странам: в городах и городских посёлках проживает около 71 % населения, при этом более 50 % — в городах с населением свыше 20 тыс. жителей, доля сельского населения продолжает снижаться. Единственным мегаполисом в Чехии является Прага, в которой постоянно проживает 1252 тыс. жителей (по состоянию 30.09.2014 г). По состоянию на 2006 г в Чехии есть 5 городов с населением более 100 000 жителей (Прага, Брно, Острава, Пльзень, Оломоуц), 17 городов с населением более 50 000 жителей и 44 — более 20 000 жителей.

Общая численность населения Чехии, достигнув послевоенного максимума в 1991 г. — 10 302 тыс. человек — в дальнейшем медленно снижалась до 2003 г., когда она составила чуть более 10 200 тыс. чел., однако с тех пор наблюдается небольшой прирост до 10 530 тыс. чел. — главным образом, вследствие увеличения потока мигрантов (прежде всего, с Украины, из Словакии, Вьетнама, России, Польши и стран бывшей Югославии). Естественный рост населения был отрицательным в период 1994—2005 гг., в 2006 г. наблюдается некоторый положительный рост вследствие повышения рождаемости и снижения смертности. Вместе с тем уровень фертильности женщин всё ещё является глубоко недостаточным для воспроизводства населения (около 1,2 ребёнка на 1 женщину в репродуктивном возрасте). В последние годы Чехия вошла в число государств с минимальным уровнем младенческой смертности (менее 4 чел. на 1000 рождённых). Начиная с 1990 года в Чехии наблюдается постоянное снижение числа абортов и случаев искусственного прерывания беременности.

Большая часть населения — 71,2 % — находится в продуктивном возрасте (от 15 до 65 лет), при этом 14,4 % граждан Чехии моложе 15 лет, а 14,5 % — старше 65 лет. В продуктивном возрасте численность мужчин незначительно превышает численность женщин, однако в постпродуктивном заметно превалируют женщины (на две женщины приходится один мужчина). Средний возраст населения Чехии — 39,3 лет (женщины — 41,1 лет, мужчины — 37,5 лет). Средняя продолжительность жизни составляет 75,2 лет у мужчин и 81,1 год у женщин (по состоянию на 2013 г.).

Большая часть взрослого населения состоит в браке, хотя доля холостых является сравнительно высокой: каждый пятый мужчина и каждая восьмая женщина не состоят в браке. В настоящее время мужчины вступают в брак в 28 лет, женщины — в 26 лет, что приближается к европейской тенденции (для сравнения: в 1993 г. эти показатели составляли 23 и 19 лет соответственно). Первый ребёнок появляется в семье чаще всего уже через 6 месяцев после свадьбы. Для чешских семей характерен высокий уровень разводов. В настоящее время почти каждый второй брак заканчивается разводом, в результате чего почти 80 % всех детей в возрасте до 15 лет живёт в неполных семьях. Средняя численность семьи уменьшилась за последние 30 лет с 3,5 до 2,2 человек.

Экономически активное население составляет 51,5 % от общей численности. Специфической особенностью Чехии среди других стран является высокий уровень занятости женщин, которые составляют около 48 % от всего экономически активного населения. Больше всего женщин работает в отраслях сферы обслуживания — здравоохранении, образовании, торговле и общественном питании. Большинство женщин работает в силу экономической необходимости с целью поддержания уровня жизни семьи. Уровень безработицы составляет 7,3 % (ноябрь 2006 г.), что больше, чем в 1990—1997 гг. (3-5 %), но заметно меньше, чем в 1999—2004 гг. (до 10,5 %).

Значительная часть чехов проживает за пределами Чешской Республики — в Австрии, Германии, США, Канаде, Австралии и других странах. Это является результатом экономической миграции в поисках заработка, которая приняла заметные масштабы в конце XIX-начале XX века, и политической эмиграции после политического переворота 1948 г. и событий 1968 г.

Неграмотность в Чехии практически отсутствует (изредка встречается среди представителей цыганской национальности старшего возраста). Высокий уровень грамотности был типичным для чехов ещё во время Первой республики (1918—1938 гг.): в то время около 95 % всех жителей имели базовое образование. В последние годы уровень образования заметно вырос. Каждый третий экономически активный житель Чехии имеет законченное среднее образование (соответствует уровню 12-13-летнего обучения), а каждый десятый гражданин Чехии имеет или получает высшее образование. Типичный работник имеет, как минимум, среднюю профессиональную подготовку. Высокая квалификация чешских работников является одним из главных преимуществ экономики Чехии. Пока что страна отстаёт от наиболее развитых европейских стран по доле населения с законченным средним и высшим образованием.

По состоянию на 2012 год в Чехии по долговременному и постоянному видам на жительство проживали 435 900 иностранцев. За 2007 год в Чехию прибыло для проживания 104 400 иностранных граждан, при этом положительное сальдо миграции составило 83 900 человек, что составляет абсолютный рекорд за всю историю, второе место по положительному сальдо миграции удерживает 2008 год, с показателем 71 790 человек. По данным чешского статистического управления, к концу 2008 года в Чехии проживали 438 301 иностранец, из которых 265 374 имели статус долговременного места жительства, остальная часть иностранцев владеет статусом ПМЖ. По данным Чешского статистического управления, в 2009 году численность населения Чехии достигла 10,5 млн человек. По сравнению с показателем за 2008 год, число иммигрантов сократилось вдвое, составив 40 тыс. человек, а число эмигрантов увеличилось в два раза, достигнув отметки 11,6 тыс. человек.

В связи с экономическим кризисом 2008—2009 гг., Чехия осуществляет меры, направленные на уменьшение числа иностранных рабочих в стране. Государство поощряет отъезд иммигрантов, полностью оплачивая поездку или полёт домой тех из них, которые согласились покинуть страну, в дополнение к единовременному пособию в 500 евро.

Прага (чеш. Praha [ˈpraɦa]) — город и столица Чехии; административный центр Среднечешского края и двух его районов — Прага-Восток и Прага-Запад. Образует самостоятельную административную единицу страны.

Население — 1,3 млн человек (2013 год), четырнадцатый по величине город в Евросоюзе. Расположена на берегах реки Влтавы в сорока километрах от её впадения в Лабу.

Главный политический, экономический и культурный центр Чехии. Крупный туристический центр Европы: количество туристов в 2012 году превысило 5,4 млн человек.

С X века — столица Чешского государства; в 1526—1918 годы — главный город Богемии под властью Габсбургов; с 1918 по 1992 год — столица Чехословакии; с 1993 года — Чешской Республики. Исторический центр внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Название города

Название города вызывает много споров. Обычно слово «Praha» связывают с чешским словом «prah» (порог). Одной из самых популярных является легенда о Либуше. Она отправила слуг в лес, которые там нашли человека, тесавшего порог дома, — отсюда и название «Прага». Также «порогом» является старославянское название берега реки. Иные ученые связывают происхождение названия со словом «pražení» (закалка, обжарка), так как в этом регионе вырабатывали много хлеба. Другой возможной причиной могут быть каменные пороги в бродах через Влтаву.

Все гипотезы обычно обосновываются только лингвистическими конструкциями. По мнению современных теоретиков градостроительства, если исходить из того, что может быть для Праги самым особенным и значимым, это, скорее всего, была бы не обжарка и не речной берег, а, в первую очередь, броды. Они имели главное значение при появлении Праги. Тогда версия о каменных порогах в реке кажется самой правдоподобной.

История

Первые исторические сведения о поселениях славян на территории современной Праги относятся к VI веку н. э. В X веке Прага стала столицей Чешского государства, в конце этого же столетия в городе была выстроена рыночная площадь.

В первой половине XIII века вокруг каменных построек в районе площади стали возводить крепостные стены.

Конкурировавшая в средние века наравне с Парижем за звание столицы Европы Прага, оказавшись вне первой волны глобализации в 16 в., стала периферийным её городом.

После поражения Австрии в австро-прусской войне 1866 года, когда Прага была оккупирована прусскими войсками, австрийское командование пришло к выводу, что город окончательно утратил своё оборонное значение. Это привело к решению о сносе большей части городских укреплений, прежде всего вокруг Нового Места и Малой Страны. Результатом этого явилось бурное развитие пригородов Праги: Краловске-Винограды, Жижков, Карлин, Вршовице, Нусле, Смихов, Коширже, Подоли, Височани и многих других, где, в отличие от плотно застроенных старых кварталов, возникли десятки и сотни новых заводов и фабрик, привлекавших рабочую силу из сельской местности.

В XIX веке пражская агломерация становилась наиболее важным промышленным центром всей империи. Особую роль играли предприятия машиностроения и металлообработки, используя недалеко расположенный угольный бассейн и металлургические предприятия города Кладно. Вместе с тем, боясь дальнейшего усиления Праги и Чехии в целом и, как следствие, требования ею особой политической роли, венское правительство препятствовало слиянию пригородов с Прагой. До падения монархии в 1918 году такое разрешение получили только Иозефов, Вышеград, Голешовице-Бубни и Либень. Отдельные пригороды разрослись настолько, что получили статус города, при этом достигая внушительных размеров. Например, Краловске-Винограды перед Первой мировой войной насчитывали около 100 тыс. жителей, что выводило их на третье место среди всех чешских и моравских городов, после собственно Праги и Брно.

После распада осенью 1918 года Австро-Венгерской империи и образования независимой Чехословацкой Республики Прага стала её столицей. Город существовал относительно спокойно до начала Второй мировой войны в 1939 году. Освобождена Прага была 9 мая 1945 года советскими войсками в ходе Пражской операции. К счастью, война не оставила в городе серьёзных разрушений. В 1960 году Прага стала столицей Чехословацкой Социалистической Республики и пробыла таковой до 1993 года, когда после «бархатного развода» Чехословацкой федерации стала столицей Чехии. Прага стала основным местом событий Пражской весны 1968 года, когда была предпринята попытка внутреннего реформирования КПЧ, её вооружённого подавления силами Варшавского договора в августе 1968 года, а затем бархатной революции 1989 года.

После образования в 1918 году независимого чехословацкого государства и провозглашения Праги его столицей уже ничто не мешало её развитию в качестве метрополии. В 1922 году к Праге было присоединено 37 окружающих её городов и местечек, так что население города выросло почти втрое до 677 тыс. жителей, а территория с 21 км² увеличилась до 171,5 км², выведя её тем самым на уровень крупных европейских столиц своего времени. Быстрый рост Праги, как результат её центральной роли в стране и дальнейшего развития промышленности, привёл к росту населения до 850 тыс. к 1930 году и одного миллиона к 1939 году. В эти годы также большое развитие претерпела транспортная инфраструктура города: трамвайная сеть охватила почти всю её территорию, окраины получили автобусное сообщение, началось строительство линий троллейбуса. В середине 30-х годов было принято решение о строительстве в Праге метрополитена, однако начавшиеся работы были прерваны в связи с немецкой оккупацией и Второй мировой войной. На периферии возникали новые жилые районы как вилловой застройки (Оржеховка, Ганспаулка, Баба, Бубенеч, Заградни-Место), так и многоэтажных домов (Голешовице, Дейвице, Вршовице, Страшнице, Подоли и др.), отличавшиеся значительным для своего времени уровнем благоустройства, а также детские сады, школы, рабочие общежития, дома культуры, спортивные объекты, например, стадион на Страгове. Чешские архитекторы своими известными творениями в стиле модерн, кубизм (уникальное явление в мировой архитектуре) и функционализм подняли зодчество Праги на самый передовой уровень. 30-е годы отмечены также взрывным развитием театральной и кинематографической жизни.

Аннексия Судет, немецкая оккупация Чехии и её последующее освобождение Красной армией привели к тому, что Прага, в которой в течение многих веков вместе проживали чехи, немцы и евреи, фактически стала моноэтничным городом. Многие видные политические и культурные деятели подверглись репрессиям как от нацистского, так и коммунистического режима и были казнены, брошены в тюрьмы, либо вынуждены эмигрировать. Две наиболее массовые волны эмиграции связаны с приходом коммунистической партии к власти в феврале 1948 года и вторжением войск стран-членов Варшавского договора во главе с СССР в августе 1968 года. Военные потери населения привели к тому, что предвоенная численность была восстановлена только к 1960 году. Впоследствии территориальный и демографический рост Праги происходил, главным образом, за счёт дальнейшего присоединения окрестных населённых пунктов в 1968 и 1974 годах, в результате число жителей одно время превышало 1200 тыс. человек. В последние годы наблюдается его уменьшение вследствие переселения жителей из скученных центральных районов в пригородные посёлки.

В послевоенный период продолжилось развитие инфраструктуры и благоустройства Праги. Вместе с тем стремление к скорейшему решению жилищной проблемы, как и в других социалистических странах, привело в 50—80-е годы к появлению на окраинах города доступного жилья — невыразительных микрорайонов из панельных домов повышенной этажности, отличавшихся скромными размерами жилой площади квартир, невысоким уровнем коммунальных удобств и низкой эксплуатационной экономичностью. При этом многие ценные исторические здания в центре города оказались обделены вниманием и подвергались медленной деградации . Положение удалось исправить только в последнее время, когда большинство зданий обрело хозяина (часто в лице наследников прежних владельцев). Многие жилые районы, включая находящиеся в непосредственной близости к центру города (в частности, Жижков, Карлин, Смихов, Винограды), были почти целиком реконструированы, а располагающееся в них жильё приобрело престижный статус.

В августе 2002 года Прага сильно пострадала от катастрофического разлива Влтавы, в результате которого была затоплена значительная часть города и на несколько месяцев выведен из строя метрополитен.

Транспорт

Прага является также важным узлом международного автомобильного транспорта. В ней сходятся автомагистрали D1 Прага — Брно (— Братислава) — Острава (— Катовице — Варшава), D5 Прага — Пльзень (— Нюрнберг), D8 Прага — Усти-над-Лабем (— Дрезден — Берлин) и D11 Прага — Градец-Кралове (в дальнейшем планируется её продолжение до Щецина и Оломоуца), а также несколько скоростных шоссе; в настоящее время ведётся строительство магистрали D3 Прага — Ческе-Будеёвице (— Линц). Вместе с тем отсутствие полноценной окружной трассы вокруг города в условиях многократно возросших международных транзитных автоперевозок приводит к повышенной нагрузке на внутригородские коммуникации, загрязнению окружающей среды и транспортным пробкам. Ввод в строй кольцевой автострады на всём её протяжении ввиду сложного рельефа в окрестностях Праги (необходимость в сооружении нескольких туннелей общей протяжённостью более 6 км) и спорам, связанным с землевладением, запланирован на срок не ранее 2013 года.

Общественный

Городской транспорт Праги включает в себя систему метрополитена, трамваев и автобусов. Пражский метрополитен состоит из 57 станций и трёх линий общей протяжённостью 59,3 км, различаемых буквами и цветом: зелёная «А» (станция «Депо Гостиварж» (чеш. Depo Hostivař) — станция «Больница Мотол» (чеш. Nemocnice Motol), жёлтая «В» (станция «Черны Мост» (чеш. Černý Most) — станция «Зличин» (чеш. Zličín)), красная «С» (станция «Летняны» (чеш. Letňany) — станция «Гайе» (чеш. Háje). В настоящее время в стадии подготовки находится проект строительства четвёртой линии «D», соединяющей Главный вокзал с южными районами Либуш и Писнице.

Город обладает развитой сетью трамвайных линий общей длиной 136 км. После нескольких десятилетий стагнации, когда раздавались голоса за полную ликвидацию трамвая в чешской столице, в последнее время положение меняется к лучшему — построены новые современные линии скоростного трамвая в районы Модржани и Баррандов, есть планы его возвращения на Вацлавскую площадь и дальнейшего расширения сети в новых районах. Трамвайная сеть покрывает большую часть города, многие маршруты — диаметральные, соединяющие противоположные окраины через центр. Существуют трамвайные и автобусные маршруты, которые работают только ночью и соединяют центр с окраинами, покрывая практически весь город.

Всего в городе на 1 февраля 2014 года, включая ночные, насчитывается 32 трамвайных маршрута, 200 автобусных и 3 линии метро, на которых работают 971 трамвай, 1300 автобусов и 202 вагона метро. Помимо этого, в городе есть фуникулёр, поднимающий туристов на Петршинский холм, и шесть паромных переправ через Влтаву. Кроме того, в систему интегрированного общественного транспорта Праги включены также участки пригородных железных дорог внутри города, позволяющие пользоваться едиными проездными документами. Планом развития Праги предусмотрено превращение довольно развитой железнодорожной сети в цельную систему городского рельсового транспорта наподобие берлинской S-Bahn со строительством новых станций и остановочных пунктов.

Оплата проезда в городском транспорте — предварительная. Основной (базовый) талон за 32 кроны — пересадочный. От момента компостирования действует в течение 90 минут днём и ночью на всех видах городского транспорта (в метро, трамвае, автобусе, фуникулёре, на пароме) столичного Транспортного предприятия (чеш. Dopravní podnik hl. m. Prahy) и в пригородных пассажирских поездах линий S в черте города (тарифные пояса P и 0). Есть и талон лимитированный (для коротких поездок) за 24 кроны — также пересадочный (от момента компостирования действует 30 минут). Существуют талоны действующие 1 день (24 часа) и 3 дня. Детский тариф (от 10 до 15 лет) — половина стоимости взрослого. Дети до 15 лет и взрослые старше 65 могут ездить бесплатно только при соблюдении особых условий транспортного предприятия (карта Opencard, подробнее на сайте DPP). При входе в транспортное средство или перед эскалатором метро (или на вокзале, если начало поездки на поезде) необходимо прокомпостировать талон в жёлтом аппарате (только один раз при первом входе и следить за временем, так как компостер ставит отметку даты и времени начала поездки на специальном поле на краю талона). Турникеты в метро отсутствуют, контроль осуществляется внутри станций и в поездах. Постоянные пассажиры могут воспользоваться месячными, квартальными и годовыми проездными документами.

По данным исследования перевозчика DPP, обеспечивающего функционирование общественного транспорта в Праге, в среднем в ноябре 2008 года пражское метро перевозило 1 198 579 пассажиров в день. Самой загруженной линией являлась линия «C», которая обслуживала в день 518 291 пассажиров. Линии «B» и «A» обслуживали соответственно 404 256 и 276 032 пассажиров в день. Из станций самой загруженной оказалась станция I. P. Pavlova линии «C», по которой средний пассажирооборот в ноябре составлял 118 647. Далее идёт станция линии «A» Dejvická, со 117 726 пассажирами в день. Наименьший пассажирооборот был зафиксирован на станции Kolbenova линии «B», в среднем 5138 пассажиров в день.

Ежегодно Прага дотирует основное предприятие общественного транспорта Праги — Dopravní podnik hl. m. Prahy, a.s. (DPP) в среднем на 12 млрд. крон в год.

Междугородные и международные автобусные рейсы в Праге направляются не на один автовокзал, а распределены по нескольким автобусным станциям: центральная станция Флоренц, станции Прага-Голешовице, Прага-Чёрный мост, Прага-Зличин и другим.

В прошлом (1936—1972 годы) Прага имела сеть троллейбусных линий с 11 маршрутами, однако в ходе строительства метро и развития автомобилизации в условиях невысоких цен на бензин их сохранение было признано нецелесообразным. Неоднократно предлагавшиеся в последнее время проекты её восстановления пока не нашли положительного отклика руководства города.

В Праге развит прогулочный водный транспорт. Здесь используются речные трамвайчики типа «Москва» советского производства, речные трамвайчики BiFa Typ III восточногерманского производства и разнообразные исторические суда, в том числе и пароходы.

В настоящее время всё большее значение приобретает автомобильный транспорт, включая личный легковой. Прага стала первым городом в Восточной Европе, превысившим уровень 500 автомобилей на 1000 человек населения. Это приводит к значительной нагрузке на дорожную и уличную сеть города и ведёт к длительным заторам и пробкам на основных коммуникациях. Положение предполагается исправить посредством полного запрета на въезд личного транспорта в исторический центр города, взиманием платы за въезд в центральные районы, дальнейшим развитием и повышением комфортности общественного транспорта с устройством доступных накопительных стоянок у важнейших транспортных узлов и станций метро, а также строительством внутригородского и внешнего транспортных колец.

Железнодорожный и воздушный

В Праге имеется современный аэропорт имени В. Гавела в районе Прага-6. В аэропорту Праги в день приземляется до 630 самолётов из Европы, Азии, Африки и Северной Америки. Пассажирооборот аэропорта в 2007 году составил 12,5 млн человек. В 2007 году на церемонии «World Airport Awards» аэропорт «Рузине» был признан лучшим аэропортом Центральной и Восточной Европы. Принято решение о строительстве второго аэропорта в местечке Водоходы в 15 км к северу от центра Праги.

Основные поезда, следующие в Прагу, прибывают на Главный железнодорожный вокзал, также называемый вокзалом президента Вильсона, находящийся в центре города (ул. Wilsonova 8/300 на границе между округами Прага 1 и Прага 2). Вокзал был открыт в декабре 1871 года. Историческое здание вокзала с куполом построено в 1909 году архитектором Иосифом Фантой в стиле модерн. Тогда же возведено и двухнефное стальное арочное перекрытие перронов — первое в землях Королевства Чешского. Современные вокзальные помещения с билетными кассами, залами ожидания и торговыми учреждениями соединены с входом на одноимённую станцию метро и находятся под уличным уровнем (строились с 1972 до 1979 года, реконструкция с 2006 до 2012 год). До 1919 года вокзал назывался Вокзал Франциска-Иосифа I. Затем до 15 февраля 1940 года и с 1948 до 1953 год вокзалу было присвоено имя Томаса Вудро Вильсона, от 1990 года обновлено, в честь президента США, настаивавшего на создании независимой Чехословакии. В период с 1940 до 1948 и с 1953 до 1990 год вокзал назывался просто Главный вокзал. Также в Праге действует вокзал имени Масарика, построенный в 1844 году по проекту архитектора Антонина Юнглинга и обслуживающий в основном местные железнодорожные перевозки. Северное направление обслуживает транзитный вокзал в Голешовице и западное в Смихове.

Путь нам предстоял через Словакию, когда-то это было единое государство Чехословакия.

Чехословакия (чеш. Československo, словацк. Česko-Slovensko) — государство в Центральной Европе, существовавшее в период с 1918 по 1993 год. В 1938 — 1945 годах на территории Чехословакии существовали германский Протекторат Богемии и Моравии и Словакия, Судетская область была присоединена к Германии, Южная Словакия и Подкарпатская Русь — к Венгрии, Тешинская Силезия — к Польше (c 1939 года — к Германии). После Второй мировой войны граничила с ГДР, ФРГ, Польской Народной Республикой, Австрийской Республикой, Венгерской Народной Республикой и СССР.

Официальные названия

1918−1938 — Чехословацкая Республика (чеш. Československá republika /ČSR/, до 1920 Чехо-Словацкая Республика /ЧСР/ (чеш. Česko-Slovenská republika /ČSR/, чеш. Republika československá /RČS/)
1938—1939 — Чехо-Словацкая Республика /ЧСР/ (чеш. Česko-Slovenská republika /ČSR/)
1945−1960 — Чехословацкая Республика (чеш. Československá republika /ČSR/)
1960−1990 — Чехословацкая Социалистическая Республика /ЧССР/ (чеш. Československá socialistická republika /ČSSR/)
1990 — Чехословацкая Федеративная Республика / Чехо-словацкая Федеративная Республика /ЧСФР/ (чеш. Československá federativní republika, словацк. Česko-slovenská federatívna republika /ČSFR/).
1990−1992 — Чешская и Словацкая Федеративная Республика /ЧСФР/ (чеш. Česká a Slovenská Federativní republika, словацк. Česká a Slovenská Federatívna Republika /ČSFR/).

Государственный строй

С момента создания и до 1969 года Чехословакия являлась унитарным государством, с 1948 года унитарным государством с автономией Словакии, с 1969 года федеративным государством, состоящим из двух государств — Чехии и Словакии.

За свою историю Чехословакия имела три конституции: Конституционная Хартия Чехословацкой Республики 1920 года (Ústavní listina Československé republiky), принятая Национальным Собранием, Конституция Чехословацкой Республики 1948 года (Ústava Československé republiky) принятая Национальным Учредительным Собрание Чехословацкой Республики (Ústavodárné Národní shromáždění republiky Československé), Конституция Чехословацкой Социалистической Республики 1960 года (Ústava Československé socialistické republiky), принятая Национальным Собранием.

Глава государства — президент (Prezident), избирался Национальным Собранием сроком на 7 лет (с 1960 года — на 5 лет). Осуществлял представительские функции, мог распустить Национальное Собрание (до 1960 года). Нёс общую ответственность перед Национальным Собранием, а с 1960 года и политическую.

Законодательный орган — Национальное Собрание Чехословацкой Республики (чеш. Národní shromáždění Republiky československé, слов. Národné zhromaždenie) избиралось народом по партийным спискам по многомандатным избирательным округам сроком на 6 лет (с 1960 года — на 4 года, с 1972 года — на 5 лет), с 1954 года избиралось по одномандатным округам, до 1948 года состояла из Сената (Senát) и Палаты Депутатов (Poslanecká sněmovna); До избрания первого Национального Собрания его функции исполняло Революционное Национальное Собрание (Revoluční národní shromáždění). В 1945—1946 гг. её функции исполняло Временное Национальное Собрание Чехословацкой Республики (Prozatímní Národní shromáždění republiky Československé), в 1945 году — Чешский Народный Совет (Česká národní rada), с 1969 года — Федеральное Собрание Чехословацкой Социалистической Республики (чеш. Federální shromáždění Československé socialistické republiky, слов. Federálne zhromaždenie Československej socialistickej republiky), состояла из Палаты Наций (Sněmovna národů) и Народной Палаты (Sněmovna lidu). Национальное Собрание состояло из 300 депутатов (Poslanci), избирало из своего состава Президиум Национального Собрания (Předsednictvo Národního shromáždění), состоящее из Председателя Национального Собрания (Předsedu Národního shromáždění), заместителей Председателя Национального Собрания (místopředsedů) и 24 членов.

Исполнительный орган — Правительство (Vláda), состояло из Председателя Правительства и министров, назначалось Президентом и несло ответственность перед Национальным Собранием.

Представительный орган Словакии — Земельное представительство (Zemské zastupitelstvo) с 1948 года — Словацкий Национальный Совет (Slovenská národní rada), избирался народом, исполнительный орган — Земельный президент (Zemský prezident), назначался Президентом по предложению Министерства внутренних дел, с 1948 года — Коллегия Уполномоченных (Sbor pověřenců), назначалась Правительством и несла ответственность перед Словацким Национальным Советом, с 1956 года — назначалась Словацким Национальным Советом, с 1960 года — Президиум Словацкого Национального Совета, с 1969 года — Правительство Словакии.

Представительные органы местного самоуправления — земельные (Zemské zastupitelstvo), районные (Okresní zastupitelstvo) и общинные представительства (obecní zastupitelstvo), с 1945 года — земельные (Zemský národní výbor, с 1949 — краевые — Krajský národní výbor), районные (Okresní národní výbor), городские, общинные и районные (для районов в городах) национальные комитеты, избирались населением, исполнительные органы местного самоуправления — земельные комитеты (Zemský výbor), земельные президенты (Zemský preziden), районные комитеты (Okresní výbory), губернаторы (hejtman), общинные комитеты (Obecní výbor), мэры (Starosta), с 1948 года — президиумы национальных комитетов, с 1960 года — советы краёв, районов, городов, общин и городских районов.

Орган конституционного надзора — Конституционный Суд Чехословацкой Республики (Ústavní soud Československé republiky) (в 1948 — 1969 гг. отсутствовал), избирался Президентом, Сенатом, Палатой Депутатов, Правительством, Верховным Судом и Верховным Административным Судом.

История

Первая республика (1918—1938)

Создана в ноябре 1918 года в ходе распада Австро-Венгрии при активной поддержке держав Антанты. Движение за выделение чешских и словацких земель из состава Австро-Венгрии, оформившиеся 13 июля 1918 года в Чехословацкий Национальный Комитет (Národní výbor československý), возглавил находившийся во время войны в эмиграции Томаш Гарриг Масарик. 14 октября 1918 года было образовано Чехословацкое Временное Правительство (Prozatímní česko-slovenská vláda), а 14 ноября, путём расширения Чехословацкого Национального Комитета за счёт депутатов Рейхсрата от чешских земель — Революционное Национальное Собрание (Revoluční národní shromáždění). 29 февраля 1920 года Революционное Национальное Собрание приняло Конституционную хартию Чехословацкой Республики (Ústavní listina Československé republiky), провозглашавшая Чехословакию демократической парламентской республикой, законодательным органом стало Национальное Собрание (Národní shromáždění), состоявшее из Сената (Senát) и Палаты Депутатов (Poslanecká sněmovna), избиравшееся по многомандатным избирательным округам сроком на 6 лет, главой государства становился Президент (Prezident), избиравшийся Национальным Собрание сроком на 7 лет, осуществлявший представительские функции, исполнительным органом — Правительство (Vláda), назначавшееся Президентом и несшее ответственность перед Национальным Собранием. Первым президентом Чехословакии был избран Томаш Масарик. В 1935 году Масарика сменил многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш. Сохранив многопартийный либерально-демократический строй и не скатившись, в отличие от многих государств Европы, в 1930-е годы к диктатуре, Чехословакия, однако, пала жертвой компромисса ряда стран с Гитлером (Мюнхенское соглашение 1938 года).

Вторая республика (1938—1939)

Осенью 1938 года после Мюнхенских соглашений Чехословакия лишилась Судетской области, отошедшей к Германии. На смену Первой республике пришла недолговечная и подконтрольная Германии Вторая республика во главе с Эмилом Гахой, в её составе Словакия и Подкарпатская Русь получили автономию (при этом 2 ноября 1938 года по первому Венскому арбитражу южные районы Словакии с городом Кошице и южная часть Подкарпатской Руси были переданы Венгрии). Чешская часть Тешинской Силезии была аннексирована Польшей

Протекторат Чехии и Моравии (1939—1945)

14 марта 1939 г. рейхсканцлер Германии Гитлер вызвал чехословацкого президента Эмиля Гаху в Берлин и предложил ему принять протекторат Германии над Чехией и Моравией с предоставлением независимости Словакии. Э. Гаха согласился на это, был подписан договор о создании Протектората Чехии и Моравии, президентом которого стал Э. Гаха. При вводе германских войск единственную организованную попытку сопротивления в городе Мистек (ныне Фридек-Мистек) предприняла рота капитана Карела Павлика.

15 марта 1939 года указом рейхсканцлера Германии А. Гитлера Чехия и Моравия были объявлены протекторатом Германии. Главой исполнительной власти протектората был назначаемый фюрером рейхспротектор (нем. Reichsprotektor). Первым рейхпротектором 21 марта 1939 года был назначен Константин фон Нейрат. Существовал также формальный пост президента протектората, который всё время его существования занимал Эмиль Гаха. Личный состав отделов, аналогичных министерствам, был укомплектован должностными лицами из Германии. Евреи были изгнаны с государственной службы. Политические партии были запрещены, многие лидеры Коммунистической партии Чехословакии перебрались в Советский Союз.

Словакия во главе с авторитарным союзником Гитлера Йозефом Тисо стала независимым государством, а Карпатская Украина, провозгласившая 15 марта независимость, была через 3 дня полностью оккупирована венгерскими войсками и включена в состав Венгрии.

В эмиграции (Лондон) с началом Второй мировой войны второй президент Чехословакии Эдвард Бенеш создал Правительство Чехословакии в изгнании, которое пользовалось поддержкой антигитлеровской коалиции (с 1941 г. к ней присоединились США и СССР). Существует теория продолжения существования чехословацкого государства, согласно которой все решения, принятые на территории страны после Мюнхена до 1945 г., были недействительными, а Бенеш, подавший вынужденно в отставку, всё это время сохранял президентские полномочия.

Население Чехии и Моравии было мобилизовано в качестве рабочей силы, которая должна была работать на победу Германии. Для руководства промышленностью были организованы специальные управления. Чехи были обязаны работать на угольных шахтах, в металлургии и на производстве вооружений; часть молодёжи была отправлена в Германию. Производство товаров народного потребления было уменьшено и в значительной мере направлено на снабжение немецких вооружённых сил. Население протектората было подвергнуто строгому нормированию.

В первые месяцы оккупации германское правление было умеренным. Действия гестапо были направлены преимущественно против чешских политиков и интеллигенции. Однако 28 октября 1939 года на 21-ю годовщину провозглашения независимости Чехословакии чехи выступили против оккупации. Смерть 15 ноября 1939 года студента-медика Яна Оплетала, раненого в октябре, вызвала студенческие демонстрации, за которыми последовала реакция Рейха. Начались массовые аресты политиков, также были арестованы 1800 студентов и преподавателей. 17 ноября все университеты и колледжи в протекторате были закрыты, девять студенческих лидеров казнены, сотни людей были отправлены в концлагеря.

Осенью 1941 года власти Германии предприняли ряд радикальных шагов в протекторате. Заместителем рейхпротектора Богемии и Моравии был назначен начальник Главного управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих. Премьер-министр Протектората Чехии и Моравии Алоис Элиаш был арестован, а затем расстрелян, чешское правительство реорганизовано, все чешские культурные учреждения были закрыты. Гестапо начало аресты и смертные казни. Была организована высылка евреев в концлагеря, в городке Терезин было организовано гетто. 4 июня 1942 года Гейдрих умер, будучи раненым во время операции «Антропоид». Его преемник, генерал-полковник Курт Далюге, начал массовые аресты и смертные казни. Были разрушены посёлки Лидице и Лежаки. В 1943 году около 350000 чешских рабочих были депортированы в Германию. В пределах протектората вся невоенная промышленность была запрещена. Большинство чехов подчинились и лишь в последние месяцы войны вступили в движение сопротивления.

Третья Чехословацкая Республика (1945—1948)

Восстановление экономики Чехословакии

Кошицкая правительственная программа от 5 апреля 1945 в городе Кошице. В экономической части программы правительство Чехословакии выделило несколько ключевых проблем — быстро восстановить народное хозяйство опустошённое во время войны, заложить основы новой социальной политики «в интересах всех слоев трудового народа», и оперативно обеспечить передачу имущества предателей под руководство национальных активов (документ говорит «имущество немцев, венгров, предателей и изменников родины», с исключением немецких и венгерских антифашистов), на утерянной земле осуществить земельную реформу. Требование национализации народного хозяйства правительством в программе конкретно не упоминается, но в целом считалось с ним. Её объём должен был быть решен только после освобождения всей страны. Это требование было настолько популярно среди населения, что против него никто не вышел открыто. Оговорки несоциалистических партий являлись в обсуждении национализации указов, касающихся в основном диапазоне национализации, о скорости, о роли кооперативов, а также некоторых организационных и процедурных вопросов.

Чехословацкая Республика (1948—1960)

Поражение нацизма в 1945 г. привело к неполному восстановлению чехословацкой государственности на прежней территории (за исключением Подкарпатской Руси, в этом же году переданной вместе с частью словацкого Кралёвохлмецкого района (Чоп и окрестности) УССР). 28 октября 1948 года было образовано Временное Национальное Собрание Чехословацкой Республики (Prozatímní Národní shromáždění). 26 мая 1946 года прошли выборы в Национальное Учредительное Собрание (Ústavodárné Národní shromáždění), первое место на которых заняла — КПЧ, второе — ЧНСП, третье — ЧНП, четвёртое — ЧСДП, Президентом стал Эдвард Бенеш, Председателем Правительства — Председатель КПЧ Клемент Готвальд. 4 июля 1947 г. кабинет министров Чехословакии проголосовал за план Маршалла и за участие в Парижском саммите. Но уже 7 июля премьер-министр Готвальд был вызван для объяснений в Москву. Сразу вслед за этим, кабинет министров принял решение не ехать в Париж. В это же время проводилась политика депортаций — немцы и венгры были депортированы из страны (см. Декреты Бенеша). Экономическое положение страны ухудшалось и большинство населения напрямую связывало это с отказом от плана Маршалла.

При поддержке СССР силу набрала Коммунистическая партия Чехословакии, пришедшая к власти в феврале 1948 г... 9 мая 1948 года Национальное Учредительное Собрание приняло Конституцию Чехословацкой Республики, согласно которой законодательным органом становилось Национальное Собрание, главой государства — Президент, избираемый Национальным Собранием, исполнительным органом — Правительство, органом автономии Словакии — Словацкий Национальный Совет, органами местного самоуправления — краевые, районные, общинные, городские, районные национальные комитеты, судебными органами — Верховный Суд, краевые суды, районные суды. Президентом был избран Клемент Готвальд, Председателем Правительства — Антонин Запотоцкий. В том же году были введены единые кандидатские списки выдвигаемые Национальным Фронтом, большинство в которых принадлежало Коммунистической Партии Чехословакии.

В стране установился обычный восточноевропейский коммунистический режим, первые пять лет сопровождавшийся репрессиями по образцу сталинских. Некоторая либерализация была связана с почти одновременной кончиной Сталина и Готвальда в марте 1953 и затем — хрущёвскими реформами в СССР. Иногда дело доходило до беспорядков, так 1 июня 1953 г. в чешском городе Пльзень рабочие заводов «Шкода», недовольные денежной реформой, отказались выйти на работу, и вместо этого — вышли на улицы. Демонстранты захватили ратушу, сожгли городской архив. После мелких столкновений с полицией в город были введены танки, и демонстранты были вынуждены разойтись. После смерти Клемента Готвальда, Президентом стал Запотоцкий, Председателем Правительства Вильям Широкий, Первым секретарём ЦК КПЧ (должность Председателя КПЧ была упразднена) — Антонин Новотный. После смерти Запотоцкого в 1957 году Президентом стал Новотный.

Чехословацкая Социалистическая Республика (1960—1990)

С 1960 Чехословацкая Республика стала называться Чехословацкой Социалистической Республикой (ЧССР). В этой аббревиатуре одному слову «Чехословацкая» соответствует две буквы — «ЧС».

С 1962 г. экономика страны находилась в перманентном кризисе — пятилетний план 1961—1965 гг. был провален по всем показателям. Осенью 1967 г. в Праге прошли демонстрации протеста против курса правительства. В 1968 году попытка реформирования политической системы (Пражская весна) была подавлена войсками Варшавского договора (операция «Дунай»).

С национально-государственной точки первые 20 послевоенных лет в Чехословакии существовало так называемое асимметричное национально-государственное устройство: чешская нация не имела своих национально-государственных органов, а словацкая имела (Словацкий национальный совет и национальные комитеты на местах), что означало определенную степень национально-территориальной автономии для Словакии. В то же время центральные органы государственной власти по факту выполняли в чешских землях ту же роль, что словацкие национальные органы в Словакии, оставаясь при этом властными и для последней, что создавало для чешских земель определённые преференции.

С 1 января 1969 года в ЧССР было введено федеративное деление страны на Чешскую Социалистическую Республику и Словацкую Социалистическую Республику, по аналогии с республиками СССР и СФРЮ.

Последующие двадцать лет, когда страной руководил Густав Гусак, были ознаменованы политикой «нормализации» (политического застоя при экономическом стимулировании). В 1989 коммунисты лишились власти в результате бархатной революции, а страну возглавил писатель-диссидент Вацлав Гавел c 31.12.1989 — последний президент Чехословакии и первый президент Чехии.

Распад Чехословакии (1993)

Падение коммунистического режима в 1989 году привело к усилению тенденций политического размежевания Чехии и Словакии. Посткоммунистические элиты обеих частей государства взяли курс на независимость.

В 1990 году разгорелась так называемая «дефисная война». Чешские политики настаивали на сохранении прежнего написания «Чехословакия» в одно слово, словаки требовали дефисного написания: «Чехо-Словакия». В результате компромисса с 29 марта 1990 года страна стала официально именоваться «Чешская и Словацкая Федеративная Республика» (ЧСФР), сокращённое название «Чехословакия» по-словацки могло писаться с дефисом, по-чешски — без дефиса. В русском языке был принят вариант с дефисом.

1 января 1993 страна мирным путём распалась на Чехию и Словакию, произошёл так называемый бархатный развод (по аналогии с бархатной революцией).

Причём в Словакии мы были дважды😊. Из-за географических особенностей Венгрии и Словакии, а также расположения автомобильных дорог. На иллюстрациях ниже визуальное объяснение выбора столь странного маршрута. Хотя он очень рационален.
Вообще существует 3 основных варианта маршрута от Сокольи до Венгерско-Словацкой границы рядом с Братиславой.
Вариант №3 Самый неудобный, но экзотический. Доезжаем до Штурово (Štúrovo) и ждем паром. На пароме переправляемся через Дунай в Эстергом (Esztergom). Совершив эту часть маршрута мы уже пересечем границу дважды. Да это Шинген и пересечение границы достаточно простое мероприятие, как проезд по дороге. Но мы будем привязаны к расписанию паромов. Обычно паромы ходят раз в час. И дальше продолжаем путь по Венгрии до границы. Составляет этот маршрут 211 километр.

Маршрут №3

Вариант №2 Самый простой в плане навигации и самый протяженный. Мы едим до Будапешта по E77, дальше через город и стоим в пробках или по объездной дороге Будапешта, что увеличит протяженность на 40 километров, зато есть шанс избежать пробок. И далее продолжаем двигаться по М1/E60, до поворота на Братиславу — M15/E65/E75. Длина этого варианта 238 километров через центр Будапешта или 278 километров по объездной. Из плюсов практически вся поездка пройдет по автомагистралям.

Маршрут №2

Вариант №1 Самый оптимальный. Стартуем из Сокольи пересекаем границу и продолжаем движение по Словакии до Комарно (Komárno). Воспользовавшись автомобильным мостом через Дунай попадаем в Комаром (Komárom). Внимательные читатели заметят какой-то подвох в названиях этих двух городов они практически одинаковы, и будут правы. Изначально это был один город расположенный на обоих берегах Дуная. Но после распада Австро-Венгерской Империи в 1918 году город разделили.

Комарно (словацк. Komárno, нем. Komorn, венг. Komárom, серб. Коморан/Komoran), город на территории Житного острова в юго-западной Словакии на Дунае. Население около 37 тыс. человек, большинство которых — венгры (60,1 %), словаки (34,5 %).

История

В I веке на месте Комарно возникло римское поселение Бригетио. В IV веке римляне были вытеснены варварами. В VI веке сюда проникают авары и славяне, в VIII веке территория вероятно становится частью Великой Моравии. В IX веке здесь появляются венгры и уже в X веке здесь появляется первая венгерская крепость Комаром, столица одноимённого комитата. Первое упоминание о ней встречается в 1075 году.

В 1265 году Бела IV даёт Комарно городские права. В XVI веке во время войн с Османской империей в Комарно строится мощная крепость — Старая Крепость. В XVII веке строится Новая Крепость. Комарно никогда не было взято турками. После прекращения войн с XVIII века Комарно становится одним из самых процветающих городов Австрии.

В 1745 году Мария Терезия даёт Комарно права свободного королевского города. В 1870 году здесь достраивается современная крепость, одна из важнейших в Австро-Венгрии.

В 1898 году в городе был основан судостроительный завод.

В 1918 году после распада Австро-Венгрии город разделяется на две части. Большая попадает в состав Чехословакии, меньшая — под оригинальным именем Комаром — в состав Венгрии.

В 1938 году, перед началом Второй мировой войны, чехословацкое Комарно, а также прилегающие территории на северном берегу Дуная, были переданы из состава Чехословакии в состав Венгрии.

28.03.1945 город освободила Красная Армия.

Комаром (венг. Komárom, [ˈkomaːrom]; словацк. Komárno; сербохорв. Коморан / Komoran; нем. Komorn) — город на северо-западе Венгрии, в медье Комаром-Эстергом. До 1918 года Комаром и Комарно были единым городом. После распада Австро-Венгрии город был разделён и бо́льшая часть отошла к Словакии.

Население Комарома по данным на 2006 год — 19 659 человек.

Зная эти факты многие поймут, почему все Словацкие населенные пункты имеют дорожные знаки начало и окончания населенного пункта на двух языках. Словацком и венгерском. Большинство населения в данном регионе составляют венгры.

Завершив это лирическое отступление продолжаем повествование про маршрут. Дальше выезжаем на вышеупомянутую М1/E60, до поворота на Братиславу — M15/E65/E75. Итого дорога составит 201 километр.

Маршрут №1

Приехав в очередной раз на территорию Словакии мы продолжили свой путь в Прагу. 44 километра и мы пересекли Словакию с юга на север. Трасса платная, но мы заплатили за виньетку еще во время пути из Польши в Венгрию. В Чехии основные автомагистрали тоже платные.

Карта платных дорог Чехии

Посмотрев на карту платных дорог практически весь наш по Чехии проходил по платным магистралям. Сначала до Брно трасса 2 и потом до Праги трасса 1. Стоимость виньетки сейчас на 10 дней 310 CZK. Причем цена такая же была и в 2015. Сегодня это примерно 720 рублей. В 2015 году курс был больше. Покупается виньетка также в пунктах продажи. И вешается (кладется) под лобовое стекло.

270 километров по трассам Чехии и мы в конечном пункте сегодняшней поездки, Праге.

Жилье мы выбрали в Праге 5. Приехав в этот район, у нас создалось ощущения, что мы оказались в пражском аналоге Купчино. Потом нашу догадку подтвердили.
Хозяева сносно говорили на русском языке. Заселение прошло быстро.

Будучи в Чехии следует помнить, что практически 80% чехов будут вас понимать, но вот отвечать вам и подавать вид, что они вас понимаю, будут не все. Поэтому громко излагать свои мысли не рекомендуется.

После заселения первоочередной задачей было получить на руки местную валюту, чешские кроны.

Чешская крона (чеш. Koruna česká) — денежная единица Чехии. Состоит из 100 геллеров (чеш. haléř). В 1993 году, после распада Чехословакии чешская крона сменила на территории нового государства чехословацкую крону. Одновременно в Словакии появилась словацкая крона.

В феврале 1993 года начато разделение валют. Национальный банк Чехии и Национальный банк Словакии клеят на чехословацкие банкноты гербовые марки — в Чехии на банкноты номиналом 100, 500, 1000 чехословацких крон и в Словакии на банкноты 20 и 50 чехословацких крон. Хождение этих банкнот было строго ограничено территорией Чехии и Словакии.

С февраля 1993 года находились в обращении монеты достоинством 10, 20 и 50 геллеров, 1, 2, 5, 10, 20 и 50 крон, а также банкноты номиналом 20, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 крон. С 1 сентября 2008 г. Национальный банк Чехии вывел из обращения все монеты-геллеры. Эти монеты были на территории Чехии в обращении 116 лет. С этого числа в обращении на рынке только монеты-кроны.

После 1 сентября 2008 из обращения были выведены монеты достоинством в 50 геллеров и банкноты достоинством 20 крон.

С 1 апреля 2011 года из обращения были изъяты банкноты номиналом в 50 крон. Национальный банк Чехии мотивировал данную меру тем, что монеты в 50 крон более износостойкие, чем банкноты, и таким образом они уменьшают расходы, связанные с обращением денежных знаков. Таким образом, в обращении находятся монеты достоинством 1, 2, 5, 10, 20 и 50 крон, а также банкноты номиналом в 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 крон.

Найдя обменник с устраивающим нас курсом и закупив провизии. Мы решили посетить известное местное крафтовое пивное заведение Beergeek Bar.

Пешком от нашего жилища до Beergeek’а мы прошли более 5 километров. В баре мы обнаружили хороший выбор крафтового пива, в основном местных производителей. А так же it-фишку. Вместо привычных меловых досок с названиями предлагаемых сортов. Мы увидели два led экрана, примерной диагональю 60. На них выводилась вся привычная информация. Вкусив пива и интернета мы двинулись в обратный путь.

Вот так закончился наш восьмой день путешествия.

Карта этого дня и фотографии прилагаются.
Продолжение следует.